Резервные «призрачные» копии

12. 02. 2016

Наличие резервных копий не гарантирует возможности восстановления данных. Теоретически по содержанию копия ничем не отличается от оригинала, но на практике она может оказаться повреждена по самым разным причинам, наиболее частая из них – человеческий фактор. Ранее работа с бэкапами требовала множества ручных операций - проверять состояние хранилища, удалять на нём неактуальные копии, а на клиентских машинах – временные файлы. Затем оценивать свободное место, вводить пароль для шифрования и проверять, что копия успешно создалась. Основные этапы занимали много времени, из-за чего проверкой часто пренебрегали. Но проверка бэкапов – необходимый этап, гарантирующий их доступность и отсутствие «призрачных копий».

Обычно до попытки восстановления внешне всё выглядит нормально. Под бэкапы выделяются значительные объёмы и приобретается дополнительное оборудование. На копирование резервируется пропускная способность сети. Всё это оказывается бесполезным лишь потому, что копирование делается по старинке. Админ оставался в конце рабочего дня и создавал ежедневный бэкап, а вечер пятницы тратил на обновление еженедельной копии.

Современные программы предоставляют возможность автоматизировать все этапы создания и обслуживания резервных копий, включая их дублирование в облако, а минимум ручных операций помогают выполнить при помощи мастеров настройки, которые нужно подредактировать с учётом специфики работы компании и её ИТ - инфраструктуры. Также можно выбрать одну из схем с цепочкой версий, если полная резервная копия не может быть создана за отведённое время. Тогда каждый последующий бэкап будет выполняться быстрее, поскольку в него дописываются только новые и изменившиеся данные. Ускоряет создание бэкапов и способ их представления как блоков данных. За счёт пропуска повторяющихся блоков (механизмов дедупликации) новые программы для резервного копирования также экономят место в хранилище и время, требуемое на каждую операцию.

Современные программы позволяют заранее указать последовательность действий при возникновении ошибок. К примеру, если дисковое хранилище оказалось недоступно, то можно повторить попытку соединения заданное число раз. Если же проблема осталась – админ получит подробный отчёт. Начиная с одиннадцатой версии в Acronis Backup & Recovery появилась функция автоматического создания плана восстановления. Он содержит пошаговые инструкции, которые направляются администратору.

Долгое время практиковался только один способ проверки целостности файлов в бэкапе. Они извлекались из него, после чего выполнялась сверка контрольных сумм. Но такой метод требовал достаточно много времени. Сочетать шифрование и фоновые проверки по расписанию позволяет новый подход, основанный на использовании метаданных. При создании резервной копии для каждого файла создаётся отдельный контрольный блок. Его нет необходимости шифровать, поскольку он не раскрывает содержимое исходных данных. Во время проверки сами файлы не расшифровываются, а проверка целостности происходит на уровне этих контрольных блоков. Плюс такого метода в том, что на проверку тратится гораздо меньше времени. Её можно выполнять автоматически и без необходимости вводить пароль. Минус заключается в меньшей надёжности. В редких случаях ошибка может произойти на этапе обработки метаданных, а коллизии хеш-функций перестали быть чисто теоретической проблемой из-за увеличения объёма данных.

Вместе с объёмом данных растёт и вероятность других ошибок, поэтому по мере масштабирования СХД приходится использовать качественно новые способы их обнаружения и устранения. Продукты корпоративного класса отличаются не только типом лицензии, но и применяемыми алгоритмами. Возникновение ошибок при резервном копировании часто обусловлено использованием неподходящих аппаратных конфигураций и может быть не связано со сбоями в работе программ.

Наиболее частая ошибка – создание RAID-массивов на дисках и контроллерах общего назначения, чей контроллер не был оптимизирован для работы в составе массива  и не поддерживает гарантированное время отклика. К сожалению, многие не знают об этой особенности и считают, что потеря данных происходит из-за программных ошибок.

Более подробную информацию, Вам помогут получить специалисты компании «Астерит». За консультацией обращайтесь в отдел продаж по тел.: +7 (343) 3-706-708 или e-mail: